Промежуточный доклад МАК о разбившемся ИЛ-76ТД в Иркутской области:
http://www.mak-iac.o...-07-2016#115436
Мне одному кажется с дивана, что заход на цель был совершен как-то не так, как должен был? Карты и рельеф местности они вообще не изучают перед полетом?
Конечно, говорить, что пилоты были пьяны, как тут: http://golos-buryaty...anyie-letchiki/, нет оснований, но я вот не понимаю, как там можно заходить на цель сквозь сопку...
Может быть, специалисты просветят, как это делается?...
Экипаж пытался и отказывался от полёта, ссылаясь на сплошное задымление и нулевую видимость.
Самолет упал далеко в стороне от места сброса воды (примерно в 10 км в сторону). В назначенном месте их искали три дня.
Экипаж начал снижаться в таком сплошном дыму, что пожар от горящего после падения самолёта не заметили с 4 км из ближайшего села. Системы предупреждения об опасном сближении с землёй были отключенными. Экипаж был уверен, что снижается в прежнее место на пожаре, знакомое им по предыдущим полётам. Никакой горы на пути быть было не должно. Направление полёта определяли по навигатору, и если оказались далеко в стороне, то была техническая ошибка работы с навигатором.
Есть другой вопрос: технология лесоавиационных работ сложилась десятилетиями: накануне дня вылета выписывается заявка на полёт, с указанием маршрута, проходится с экипажем предварительная подготовка - и вперёд! Причём никогда экипаж без заказчика не взлетит, ибо он понятия не имеет, что с пожарами делать. Да и не их это зона ответственности. Но что творят МЧС-ники: они сами принимают решение, чего и где тушить. Причём без связи и прочих докладов. Причем применение авиасбросов воды на пожар без четкого взаимодействия с наземной командой пожарников не имеет никакого смысла - летчикам пожар практически не виден за дымом. Но почему в отношении владельцев лесов экипажи МЧС это делают? Сами по себе поливают чужую территорию без не то что участия владельца лесов, но и без его уведомления? Это лётчики, а не пожарные, технологии лесного тушения им не ведомы, этому учиться надо. С таким же успехом можно идти в хирурги. Результат будет естественно, летальный.
ИЛ-76 применяют при НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ УГРОЗЕ жизни населения , нефте-газопроводам, важной инфраструктуре и тд. В глухой лес лить бесполезно. Эффект есть только при взаимодействии с наземной группировкой!
8 октября 2015 года приказом Минприроды России № 426 в правилах тушения лесных пожаров были внесены изменения, введшие так называемые "зоны контроля лесных пожаров" - территории, устанавливаемые органами госвласти субъектов РФ, в которых действующие лесные пожары позволяется не тушить "при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен".
https://rg.ru/2016/0...edviditsia.html
Дело в том, что лесной кодекс обязывает тушить ВСЕ пожары. И надзорные органы за то очень строго спрашивают. Но есть леса, погибшие вследствие ветровалов, пожаров или болезней. Тушить - это бестолково тратить деньги на тушение откровенных "свалок". Кроме того, такие леса являются рассадниками болезней. Так зачем тратить деньги на тушение мёртвого леса? Ещё пример: вспышка пожаров в регионе, угроза населённым пунктам, и все пожарные формирования сдерживают этот натиск. И тут, за 200 км, у глухой непролазной тайге от гроз возникает несколько пожаров. А сил свободных нет. А прокурор требует обслужить новые загорания. А туда никаких дорог нет и в ближайшие лет 300-500 не предвидится, ибо леса малоценные, болотистые. Но мои уверения прокуратуры в том, что если я сниму с посёлков 30 человек, то дома сгорят, прокурора не волнуют. "Снимай, говорит, людей и туши всё. А сгорит посёлок, и за него ответишь!" Поэтому с точки зрения профессионального лесного сообщества приказ Минприроды - революционный и архиправильный, к нему 10 лет шли. Да, им могут злоупотреблять, это уже другой вопрос. Главное, что у лесников теперь руки развязаны, а они в лесу главные эксперты, других нет. Поэтому им и карты в руки.
И непосредственной угрозы людям и/или важным объектам от того пожара, на который планировался тот злополучный полет, не было.
Там еще есть интересный факт, что МЧС трое суток искало самолет, хотя координаты места падения МЧСникам были переданы в день падения, цитирую:
"Озабоченный исчезновением самолёта на обслуживаемой им территории, Антипин прикинул, что в результате падения должен образоваться новый пожар. Тем более что период обращения спутников - 2 часа. Новую термоточку в предполагаемом месте работ он нашёл вечером 1 числа (кстати, у МЧС-ников доступ к ИСДМ-Рослесхоз тоже есть)и сообщил координаты МЧС-никам. Почему они не отреагировали - не знаю. Может боялись в условиях плохой видимости ещё один экипаж потерять и перестраховались, но 2 и 3 числа от них активности по району падения не было. В результате Антипин на Ми-8 точняком вышел на место падения, сразу высадил людей. Более подробную информацию можно получить в Иркутской авиабазе, либо у самого Антипина. И что удручает: авиалесоохрана летала, а МЧС-ники изображали активность."
И еще:
"Место падения в первый же вечер было определено лётчиком-наблюдателем Иркутской авиабазы по новой засветке термоточки в системе ИСДМ-Рослесхоз в предполагаемом месте падения самолёта. Данные тут же передали в МЧС, там сказали "спасибо", после чего СМИ ещё три дня трындели о продолжающихся поисковых работах. На третий день маршрут лесопатрульного МИ-8 проходил через точку предполагаемого падения и упавший Ил-76 летнаб Антипин сразу нашел, вокруг него продолжал гореть лес, и никого рядом не было. Антипин тут же принял решение о спуске на спусковом устройстве трёх десантников-поданых к месту падения для подготовки посадочной площадки для вертолёта (хотя это не уставные задачи Авиалесоохраны). Люди сутки ту площадку выпиливали. Размеры под Ми-8 им известны, допустимая высота препятствий на снижении - тоже, ибо в год не один десяток раз приходится такие площадки под собственную вывозку с пожаров готовить. Так что отработали штатно, правда за бесплатно. Не знаю, сказал ли кто-то от МЧС им "спасибо"? А пожар десантники-пожарные уже позже потушили, когда на их площадку настоящие спасатели" прибыли. Вот такая правда о поисках."
Ну, и на закуску:
...Экспериментально доказано, что интенсивности сброса воды даже с такого мощного самолета как ИЛ-76 не достаточно для ликвидации низового лесного пожара. Верховые пожары вероятно тушить совершенно бесполезно. А для низовых пожаров, как минимум, необходим повторный сброс в течении 10-15 минут, в противном случае интенсивность горения восстанавливается. Т.е. установлено, что для тушения с воздуха необходимо организовывать карусель из самолетов с точным наведением одного за другим для сброса в ту же точку. Осталось найти или подготовить только людей готовых воплотить все это в жизнь...
Е. Л. Москвилин, ведущий науч. сотр., канд. техн. наук (ФГУ ВНИИПО МЧС России)
http://fpatrol.ru/pr...usheniya-lesny/
Самым сложным в ничегонеделаньи является то, что нельзя прерваться и передохнуть...