Проведен пятый тестовый прожиг движков на 9-й бочке звездного шипа, завтра, если погода позволит - попытка старта. Сегодня по погоде перенесли запуск очередной партии спутников глобального Инета от Маска.
Об авиации, о космонавтике, о прочих достижениях цивилизации.
#3851
Опубликовано 24 Январь 2021 - 14:11
#3852
Опубликовано 24 Январь 2021 - 19:53
Деньги в чужих карманах не считаю, но, в общем, про исторические цены забавно, конечно...
Взять что просто найти, например, Chevrolet Corvette 1953 года стоил 3490 долларов. Он же 2021-ого года стоит в США от 58900 долларов. То есть почти в 17 раз больше! А тут почти такая же цена...
Я уж не говорю о Жигулях, которые стоили во времена Шаттлов 9000 рублей, а сейчас от 600 000 рублей.
Интересно было бы перевести стоимость запуска какого-нибудь Союза в доллары по курсу 61 ил 73 (точно искать нет времени) копеек за доллар.
— Пьер Рамбаль-Коше(с)Игрушка
Все, написанное мной, является оценочным суждением.
#3853
Опубликовано 24 Январь 2021 - 21:49
Деньги в чужих карманах не считаю, но, в общем, про исторические цены забавно, конечно...
Взять что просто найти, например, Chevrolet Corvette 1953 года стоил 3490 долларов. Он же 2021-ого года стоит в США от 58900 долларов. То есть почти в 17 раз больше! А тут почти такая же цена...
Я уж не говорю о Жигулях, которые стоили во времена Шаттлов 9000 рублей, а сейчас от 600 000 рублей.
Интересно было бы перевести стоимость запуска какого-нибудь Союза в доллары по курсу 61 ил 73 (точно искать нет времени) копеек за доллар.
Вообще в статье делают привязку проекции цен на пуски Шаттлов к современным ценам, то есть 1,5 ярда - это по современным ценам. А вот SLS - это нынешняя цена пуска, 1,6 ярда зеленых фантиков. Поэтому сарказм, по меньшей мере, просто неуместен. Сравниваются именно сравниваемые величины в одном масштабе, а не сферический Вахрушев в вакууме с Навальным..
#3854
Опубликовано 24 Январь 2021 - 22:36
Маск запустил за один раз 143 спутника 30 клиентов.
Это рекорд по единовременному выводу, предыдущий, 2017 года, принадлежал индусам. Общая масса выведенных спутников - около 3 тонн.
#3855
Опубликовано 25 Январь 2021 - 00:27
Вообще в статье делают привязку проекции цен на пуски Шаттлов к современным ценам, то есть 1,5 ярда - это по современным ценам. А вот SLS - это нынешняя цена пуска, 1,6 ярда зеленых фантиков. Поэтому сарказм, по меньшей мере, просто неуместен. Сравниваются именно сравниваемые величины в одном масштабе, а не сферический Вахрушев в вакууме с Навальным..
Вот тут: https://www.statbure...2-1&amount=3490утверждают, что Корвет должен стоить не больше 35000 долларов.
Обдирают бедных америкосов по полной!
И да, каждое последующее поколение авто (самолетов и прочих ракет) обычно стоит дороже предыдущего. Типа вот мы тут микропроцессоры поставили, а там кузов на кручение жестче и прочие экранчики и пимпочки...
— Пьер Рамбаль-Коше(с)Игрушка
Все, написанное мной, является оценочным суждением.
#3856
Опубликовано 25 Январь 2021 - 13:25
Ровно 60 лет назад 25 января 1961 года произошло важное событие для будущих покорителей космоса. Приказом Главнокомандующего ВВС №21 Валерий Быковский, Юрий Гагарин, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов были назначены на должности космонавтов с присвоением квалификации «космонавт ВВС».
Неделей раньше они успешно сдали экзамены, продемонстрировав необходимые для подтверждения этой квалификации знания и навыки.
Макет корабля «Восток», а по сути первый космический тренажёр, который использовался во время экзамена, сейчас находится в Музее ЦПК им.Ю.А. Гагарина. От вычислительных машин на макет была заведена временная программа полёта. Это позволило Гагарину и его коллегам выполнить задания, которые оценивала экзаменационная комиссия. Входившие в её состав конструкторы, инженеры, врачи пришли к выводу, что лидирующая группа слушателей (так раньше называли кандидатов) может быть допущена к выполнению обязанностей космонавтов. Комиссия дала свои рекомендации относительно очередности, с которой их следует отправлять в полёты. Первым в этом списке значился Юрий Гагарин.
Подготовка, стартовавшая в марте 1960 года, продолжалась вплоть до исторической даты - 12 апреля 1961 года. Испытания проводились в барокамере, на центрифуге, в термокамере, на вибростенде. Привыкая к одиночеству, космонавты проводили в длительной изоляции 10-15 суток. Занимались парашютной подготовкой, в рамках тренировочного процесса испытывали на себе действие невесомости, продолжали изучать конструкцию космического корабля Восток-3А" и целый ряд дисциплин, включая специальный курс киносъемки.
23 марта 1961 года командиром отряда стал Юрий Гагарин, который менее чем через месяц после назначения первым покорил космическое пространство.
#3857
Опубликовано 25 Январь 2021 - 13:47
https://habr.com/ru/post/538964/
Всё как в жизни: законы проектирования космических кораблей
Автор оригинала: David Akin
Это перевод оригинальной статьи Дейва Акина. Дэйв — инженер, профессор, директор лаборатории космических систем центра робототехники Мэрилэнда. Некоторые законы и вовсе выглядят очень универсальными.
1. Проектирование — это работа с цифрами. Исследование без цифр — всего лишь мнение.
2. Чтобы правильно спроектировать космический корабль, требуется бесконечное количество попыток. Именно поэтому полезно проектировать его так, чтобы он работал в условиях, когда что-то идет не по плану.
3. Проектирование — итеративный процесс. Необходимое количество итераций всегда на единицу больше, чем то, которое вы сделали в данный момент. Это верно в любой момент времени.
4. Ваши лучшие конструкторские разработки неизбежно окажутся невостребованными в итоговом проекте. Научитесь жить с разочарованием.
5. (Закон Миллера) Кривая определяется тремя точками.
6. (Закон Мара) Все линейно, если волшебным толстым маркером построить график в двойном логарифмическом масштабе.
7. Человек, который больше всего хочет управлять командой на старте любой проектно-конструкторской работы, с наименьшей вероятностью будет способен на это.
8. В природе оптимум почти всегда где-то посередине. Не доверяйте утверждениям, что оптимум находится в крайней точке.
9. Отсутствие всей необходимой информации никогда не должно становиться достаточной причиной для отказа от исследований.
10. Если сомневаетесь, прикидывайте. При крайней необходимости — предполагайте. Но не забудьте вернуться и прибрать за собой, когда появятся реальные цифры.
11. Иногда самый быстрый способ дойти до конца — выбросить все и начать сначала.
12. Не существует единственно правильного решения. Но всегда есть несколько неправильных.
#3858
Опубликовано 25 Январь 2021 - 14:11
Восточный. Позавчерашние снимки со спутника "Ресурс-П" из твиттера Рогозина.
https://twitter.com/...3894016/photo/1
https://twitter.com/...3894016/photo/2
#3859
Опубликовано 25 Январь 2021 - 14:22
https://www.roscosmos.ru/29843/
Сегодня, 25 января, российские студенты отмечают Татьянин день, именуемый в нашей стране, как День студента. Именно в этот день в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета». С тех пор святая Татьяна — покровительница всех студентов, а 25 января — их «профессиональный» праздник.
Ракетно-космическая промышленность Российской Федерации тоже имеет традицию, связанную с данным именем. Историю несколько лет назад рассказал заслуженный испытатель космической техники, лауреат Государственной премии, технический руководитель пусков с космодромов Байконур и Плесецк Михаил Фёдорович Шум.
«17 марта 1966 года впервые с космодрома Плесецк выводили на орбиту спутник на ракете-носителе „Восток-2М“. Незадолго до старта влюбленный военнослужащий срочной службы вывел на ракете имя своей возлюбленной — „Таня“. Пуск прошёл успешно, и традиция на космодроме прижилась: за три часа до пуска ракеты на покрытой толстым слоем инея ступени ракеты-носителя (ракета охлаждается жидким кислородом, поэтому иней держится и зимой, и летом) метровыми буквами выводят имя „Таня“.
Когда фермы обслуживания разведены, надпись на ракете хорошо видна. Имя на ракете выводят рукавицей — без неё руку можно обморозить, — и делает это один из военнослужащих боевого расчета при подготовке ракеты к пуску».
И вот уже более пятидесяти лет, как с Плесецка стартуют ракеты с именем «Таня»: новые поколения ракетчиков сохраняют эту замечательную традицию.
#3860
Опубликовано 26 Январь 2021 - 20:41
SN9 от СпайсИкса так пока и не полетел, как говорится, то понос, то менструация - то ветер дует не туда, то туман поднимается не оттуда. Пока время старта обозначено, типа когда-нибудь 26-27 января, может быть... Занятно, что трансляция идет вторые сутки, у комментаторов уже языки отваливаются.
Изменено: gawab, 26 Январь 2021 - 20:42
#3861
Опубликовано 27 Январь 2021 - 01:12
gawab, так эти комментаторы такое бабло косят, что и на дворец хватит представить приятно, ибо поколение Тиктока (и примкнувшие к ним престарелые ) готовы слушать и донатить этих стримеров круглые сутки.
Любой здравомыслящий человек понимает, что запускать надо не к дате, а когда будет уверенность в готовности. Как соберутся стартовать официальный канал пришлет уведомление.
Это вам не к Дню космонавтики человека в космос запускать, как было с Гагариным.
— Пьер Рамбаль-Коше(с)Игрушка
Все, написанное мной, является оценочным суждением.
#3862
Опубликовано 27 Январь 2021 - 01:16
Это вам не к Дню космонавтики человека в космос запускать, как было с Гагариным.
Решил Кличко, что ли, переплюнуть?
#3863
Опубликовано 27 Январь 2021 - 09:29
Решил Кличко, что ли, переплюнуть?
Чувство юмора есть не только лишь у всех. Если человек не понимает шуток, ему уже не объяснишь. Вернее объяснишь, но другому.(с)почти Кличко.
— Пьер Рамбаль-Коше(с)Игрушка
Все, написанное мной, является оценочным суждением.
#3864
Опубликовано 27 Январь 2021 - 17:41
Чувство юмора есть не только лишь у всех. Если человек не понимает шуток, ему уже не объяснишь. Вернее объяснишь, но другому.(с)почти Кличко.
Браво! Достойный последователь!
#3865
Опубликовано 27 Январь 2021 - 19:45
SN9 от СпайсИкса так пока и не полетел, как говорится, то понос, то менструация - то ветер дует не туда, то туман поднимается не оттуда. Пока время старта обозначено, типа когда-нибудь 26-27 января, может быть... Занятно, что трансляция идет вторые сутки, у комментаторов уже языки отваливаются.
И сегодня не полетит, пока на завтра перенесли.
#3866
Опубликовано 28 Январь 2021 - 20:30
История. Сегодня 35 лет со дня гибели экипажа миссии STS-51L шаттла "Челленджер" на 73 секунде полёта.
Команда Фрэнсиса "Dick" Скоби (Francis Richard Scobee) поименно:
Майкл Смит (Michael J. Smith) — пилот;
Эллисон Онидзука ( Ellison S. Onizuka) — специалист полёта;
Джудит Резник (Judith A. Resnik) — специалист полёта;
Роналд Макнейр (Ronald E. McNair) — специалист полёта;
Криста Маколифф (S. Christa McAuliffe) — специалист по полезной нагрузке;
Грегори Джарвис (Gregory B. Jarvis) — специалист по полезной нагрузке.
Такие вещи всегда как-то отрезвляют от эйфории по поводу "новых инновационных и дешевых безопасных способов летать", потому что космос, вообще-то, это было опасно, сейчас опасно и будет опасно в обозримом будущем, как минимум...
#3867
Опубликовано 28 Январь 2021 - 21:52
А чего там у Кокорича из Diarrhea Aerospace (aka русский илон маск) случилось? Отжимают стартап?
Все, написанное мной, является оценочным суждением.
#3868
Опубликовано 28 Январь 2021 - 22:08
А чего там у Кокорича из Diarrhea Aerospace (aka русский илон маск) случилось? Отжимают стартап?
Ну, если убрать пену, поскольку он не пожелал стать натуральным амером, сохранив российское гражданство на всякий случай, - отжали у него контору под предлогом, что не может иносранец разрабатывать супер-пупер-технологии, которые могут быть использованы в двойных технологиях - недостаточно лояльным Коко посчитали...
https://habr.com/ru/news/t/539222/
#3869
Опубликовано 29 Январь 2021 - 01:21
И сегодня не полетит, пока на завтра перенесли.
Уже что-то сифонить начало из всех дыр, может, сегодня, наконец-то посмотрим очередной фейерверк?
#3870
Опубликовано 30 Январь 2021 - 12:33
Хьюстон, у Маска проблема...
https://www.theverge...ation-elon-musk
SpaceX’s first high-altitude test flight of its Starship rocket, which launched successfully but exploded in a botched landing attempt in December, violated the terms of its Federal Aviation Administration test license, according to two people familiar with the incident. Both the landing explosion and license violation prompted a formal investigation by the FAA, driving regulators to put extra scrutiny on Elon Musk’s hasty Mars rocket test campaign.
The December test launch of the “Serial Number 8” Starship prototype at SpaceX’s Boca Chica, Texas, facilities was hailed by Musk as a success: “Mars, here we come!!” the chief executive tweeted moments after the rocket exploded on its landing, celebrating SN8’s successful 8-mile-high ascent with his followers. The FAA, which oversees ground safety and issues licenses for private launches, was not so happy.
В общем. большой бабах SN8 совсем не понравился авиационной администрации США, которая считает, что Маск нарушил условия лицензии на тест...
ПыСы: А тем временем в Бока-Чике вторую бочку вывезли и поставили рядом с первой.
Изменено: gawab, 30 Январь 2021 - 12:36
#3871
Опубликовано 31 Январь 2021 - 20:48
https://www.easyzoom...91d51fafc253772
Посмотрите на Raptor в большом разрешении. Ну и так, хохмы ради, сравните его, например, с НК-33 50-летней давности...
#3872
Опубликовано 31 Январь 2021 - 22:10
И, кстати, насчет многоразовости и надежности НК-33... http://www.lpre.de/s...NK-33/tests.htm
В 1976 г. один из двигателей первой ступени НК-33 вместо 140 с, требуемых техническим заданием, проработал на стенде 14000 с.
в 1995 г. были проведены огневые испытания двигателя № Ф115026М (пять пусков с суммарной наработкой 410 с) и в 1998 г. - двигателя № Ф115014М (шесть пусков с суммарной наработкой 524 с), включая длительное испытание с форсированием тяги до 114% и длительную работу на «горячем» кислороде при глубоком дросселировании до 50% от номинальной тяги. Испытания двигателей были проведены без переборки после длительного хранения в складских условиях в течение 23 и 26 лет. Работа выполнялась на стенде фирмы «Аэроджет» в г. Сакраменто (шт. Калифорния), США.
В 1998 г. проведены успешные огневые испытания двигателя № Ф115001 без переборки на стенде ОАО «Моторостроитель». Было выполнено три пуска с суммарной наработкой 280 с.
В 1997 г. была проведена контрольная разборка двигателя № 114061 после 24 лет хранения, имевшего суммарную наработку 1236 с. Дефектация материальной части после разборки не выявила факторов, влияющих на работоспособность двигателя.
#3873
Опубликовано 01 Февраль 2021 - 18:57
ПыСы: А тем временем в Бока-Чике вторую бочку вывезли и поставили рядом с первой.
В общем, FAA пока не дает добро на пуск SN9, но, возможно, 2-4 февраля SN10 попробует подпрыгнуть.
#3874
Опубликовано 02 Февраль 2021 - 18:59
В общем, FAA пока не дает добро на пуск SN9, но, возможно, 2-4 февраля SN10 попробует подпрыгнуть.
Таможня дала добро на попытку большого бабаха на период с вечера 2 - до обеда 3 февраля. Пока еще даже не заправляли, народ копошится вокруг 9 и 10 бочек.
#3875
Опубликовано 02 Февраль 2021 - 19:31
"Человечество захватило ракетостроение, когда человек ступил на Луну". (Viasat History).
Вот так вот, а не когда первый человек полетел в космос!
Пропаганда делается осознано.
Изменено: gawab, 02 Февраль 2021 - 19:31
#3876
Опубликовано 02 Февраль 2021 - 20:59
SN9 крылышки распустила, возможно, и подпрыгнет.
#3877
Опубликовано 02 Февраль 2021 - 22:50
И, кстати, насчет многоразовости и надежности НК-33... http://www.lpre.de/s...NK-33/tests.htm
В 1976 г. один из двигателей первой ступени НК-33 вместо 140 с, требуемых техническим заданием, проработал на стенде 14000 с.
в 1995 г. были проведены огневые испытания двигателя № Ф115026М (пять пусков с суммарной наработкой 410 с) и в 1998 г. - двигателя № Ф115014М (шесть пусков с суммарной наработкой 524 с), включая длительное испытание с форсированием тяги до 114% и длительную работу на «горячем» кислороде при глубоком дросселировании до 50% от номинальной тяги. Испытания двигателей были проведены без переборки после длительного хранения в складских условиях в течение 23 и 26 лет. Работа выполнялась на стенде фирмы «Аэроджет» в г. Сакраменто (шт. Калифорния), США.
В 1998 г. проведены успешные огневые испытания двигателя № Ф115001 без переборки на стенде ОАО «Моторостроитель». Было выполнено три пуска с суммарной наработкой 280 с.В 1997 г. была проведена контрольная разборка двигателя № 114061 после 24 лет хранения, имевшего суммарную наработку 1236 с. Дефектация материальной части после разборки не выявила факторов, влияющих на работоспособность двигателя.
Чем гордимся??? Достижениями СССР? Типа Путина. Россия победила во время второй войны? А причём тут ты?
#3878
Опубликовано 02 Февраль 2021 - 23:57
Чем гордимся??? Достижениями СССР? Типа Путина. Россия победила во время второй войны? А причём тут ты?
Каждой стране свои достижения.
https://eadaily.com/...a-nenadobnostyu
Все, написанное мной, является оценочным суждением.
#3879
Опубликовано 02 Февраль 2021 - 23:59
#3880
Опубликовано 02 Февраль 2021 - 23:59
Каждой стране свои достижения.
Сань, это - другое! Это - не скрепное!
#3881
Опубликовано 03 Февраль 2021 - 00:01
Сань, это - другое! Это - не скрепное!
Скрепное это продать все ресурсы за время своего правления . Дворцов понастроить Ляпота. Главное населению что бы ничего не перепало Лозунг маленького лысого из бункера и его друзей
#3882
Опубликовано 03 Февраль 2021 - 00:04
Скрепное это продать все ресурсы за время своего правления . Дворцов понастроить Ляпота. Главное населению что бы ничего не перепало Лозунг маленького лысого из бункера и его друзей
Хочется ответить словами героини фильма Рязанова "Гараж", не буду. Но в Ютубе найдешь, пока от тебя его не закрыли...
#3883
Опубликовано 03 Февраль 2021 - 00:27
SN9 крылышки распустила, возможно, и подпрыгнет.
Финито, ля комедия...
Изменено: Князь, 03 Февраль 2021 - 00:30
#3884
Опубликовано 03 Февраль 2021 - 01:08
Финито, ля комедия...
Мда, SN10 теперь хрен допустят... Но красиво бабахнуло!
#3885
Опубликовано 03 Февраль 2021 - 13:07
Мда, SN10 теперь хрен допустят... Но красиво бабахнуло!
Тут прикатил первый технический разбор вчерашнего бабаха. Меня самого несколько смутило, когда на видео разноцветные дымы в разные стороны, ну, подумал, это задумка гения, чтобы покрасивше было... Ан нет... Дальше - разбор эксперта:
Итак. Решил попробовать разобраться из-за чего взорвался двигатель Raptor на прототипе Starship SN9 во время посадки.
1) Во время взлета видно оранжевое пламя. Такое же было во время полёта прототипа SN5 - тогда подтвердили, что это горит восстановительный газ (горячий газ, который образуется после сгорания огромного избытка горючего в окислителе). Да и по цвету это видно.
Вывод - уже на старте у двигателя были проблемы в области восстановительного газогенератора, где рабочее давление более 800 килограмм на квадратный сантиметр.
2) Чуть позже отрубилась камера в двигательном отсеке - просто так? А вот не бывает так, что-то явно произошло, термическое, криогенное воздействие.
3) Тут нужно чуть углубиться. Если взять, например, волчок, поставить на стол, раскрутить и попытаться его подтолкнуть. Что произойдет? Он вернётся обратно в вертикальное положение. Называется гироскопический эффект - возникновение силы, обратной по модулю и направлению от возмущения у вращающегося тела.
Так вот, в двигателе Raptor, есть не соосно располагающийся с камерой сгорания насос горючего. Ротор (вал, газовые турбины, шнекоцентробежные рабочие колёса) его вращается на скоростях десятки тысяч оборотов в минуту, весит несколько десятков килограмм, да ещё и висит на гидростатических подшипниках.
Видно, как старшип начал разворачиваться, двигатель начинает пытаться выйти на рабочий режим. Тут уже что-то оторвало и выкинуло из двигательного отсека. Автоматика решает качнуть двигателем для погашения некоторого момента вращения. Именно в этот момент взрывается топливный насос двигателя, он сразу "умирает".
Что могло быть? Да та самая сила от гироскопического эффекта, которая при таких скоростях вращения и качения могла достигать десятков или даже сотен килоньютон. Т.к. ротор весит на гидростатическом подшипнике, он может в нем чуть-чуть "ёрзать". Ну и вот он коснулся стенки. Огромная болванка, в среде жидкого метана, на скоростях сотни метров в секунду касается стенки. Насос горючего моментально взрывается и вылетает из старшипа.
2 пользователей читают эту тему
0 пользователей, 2 гостей, 0 невидимых