Интересно, а если я сама ИНН не имею, значит мне не светит возможность пользования госуслугами?
царица Елена, я тоже его не имею, причем даже принципиально - ИНН это актуально для юридических лиц, а вот для физическх лиц - зачем оно?
Это явный недостаток этой госуслуги и вот какое замечание по этому вопросу дали наши юристы...
8.9.При регистрации пользователя на портале требуется два идентификатора - СНИЛС и ИНН, причем одного он имеет право не иметь (ИНН), а идентифицировать человека можно и по одному СНИЛС, который в связи с введением универсальной электронной карты скоро тоже станет излишним
Проблема авторизации на Портале связана с отсутствием действенных правовых инструментов подтверждения правомочности лица, заполняющего данные на портале действовать от имени регистрируемого, другими словами отсутствует возможность идентификации на основе биометрических параметров (по фотографии). Введение же данных СНИЛС, ИНН, номера телефона и других нередко может осуществляться и другим лицом не имеющим полномочий на обращении в государственные органы и получившим эти сведения из различных источников. Таким образом, авторизация путем введения СНИЛС и(или) ИНН в рамках электронного взаимодействия не позволяет определить (идентифицировать) соответствующую личность. Кроме этого, требования о предоставлении ИНН, СНИЛС ограничивают возможность реализации частью граждан своего права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также к государственным и муниципальным услугам, что противоречит принципу равноправия граждан. В частности:
часть граждан может на законных основаниях не иметь индивидуального номера налогоплательщика, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) устанавливает, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая вместо него свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 НК РФ. К числу таких сведений относятся: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; место жительства; данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа; данные о гражданстве. Указанные персональные данные могут быть использованы для регистрации на Едином портале граждан, не имеющих ИНН и СНИЛС;
часть граждан может на законных основаниях не иметь страхового номера индивидуального лицевого счета (не быть зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования). Наличие требования о предоставлении СНИЛС препятствует получению государственных и муниципальных услуг в электронной форме лицами, не зарегистрированными в системе обязательного пенсионного страхования;
иностранные граждане, лица без гражданства, а также отдельные организации и также могут не иметь ИНН, и соответственно не смогут воспользоваться государственными и муниципальными услугами, предоставляемыми в электронном виде.
При этом использование СНИЛС и ИНН может быть использовано в качестве одного из вариантов с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее помимо иных сведений страховой номер индивидуального лицевого счета.
В указанном федеральном законе отсутствуют положения, предусматривающие наступление правовых последствий за распространение сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
В этой связи, на правоотношения, затрагивающие действия по распространению СНИЛС распространяются нормы Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон «О персональных данных»), поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных» к персональным данным относится любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных).
Исходя из толкования предоставления государственной услуги как правового института, обладающего признаками публичного договора, возможно сделать вывод о том, заявитель (физическое или юридическое лицо), обращаясь за предоставлением государственного услуги, принимает «публичную оферту» и заключает публичный договор. В данном случае, обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора и согласия субъекта персональных данных на распространение СНИЛС не требуется (подпункт 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных»).
При этом, статья 16 Федерального закона «О персональных данных» содержит особенности распространения персональных данных при дальнейшей автоматизированной обработке. Из содержания статьи 16 Федерального закона «О персональных данных» следует, что автоматизированная обработка персональных данных возможна при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных или в случаях, предусмотренных федеральными законами, устанавливающими меры по соблюдению прав и законных интересов субъекта персональных данных.
Налоговым кодексом Российской Федерации определено, что сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет (присвоения ИНН) в налоговом органе являются налоговой тайной. При этом подпунктом 1 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговой тайной не являются сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия.
Таким образом, ИНН может быть использован в качестве реквизита при заполнении электронной анкеты при наличии согласия заявителя.
При этом в случае отсутствия у заявителя ИНН, необходимо предусмотреть возможность замены ИНН информацией, указанной в пункте 1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации (фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; место жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; данные о гражданстве).
Необходимо также отметить, что при внедрении универсальной электронной карты, введение которой на территории Российской Федерации предусмотрено Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которая будет содержать помимо иных сведений СНИЛС, а также при установлении данного реквизита обязательным Правительством Российской Федерации – и ИНН, необходимость указания в электронной анкете сведений о СНИЛС и ИНН будет являться излишней.